Был ли заговор между ФИА и Ред Булл

Спорт

Последняя гонка сезона, равенство очков у двух претендентов на титул, жёсткая борьба на старте гонки, применение командной тактики, серьёзная авария позади и, наконец, ключевой обгон на последнем круге, принёсший чемпионство…

Красивая история, не правда ли? Жаль только, что эту гонку запомнят не по описанию выше, а по одному из крупнейших судейских скандалов последних лет, споры о котором не утихают до сих пор, хотя этой гонке сегодня исполняется ровно 2 года.

Что же случилось? Гоночный директор Майкл Маси, в тот момент, когда пилоты находились за автомобилем безопасности, принял решение, противоречащее правилам, из-за которого, комфортно лидировавший всю гонку и в мечтах уже отмечавший восьмой титул чемпиона мира Льюис Хэмилтон, был «съеден» Максом Ферстаппеном, хоть и проигрывавшим по темпу на протяжении всей гонки, но обладавшим более свежими и быстрыми шинами.

После такой несправедливости Мерседес подал две апелляции в суд, преданные болельщики Хэмилтона начали писать комментарии с пожеланиями всего наихудшего Майклу Маси и Николасу Латифи (чья авария и стала причиной выезда машины безопасности), а сам Маси был уволен с должности директора. Масла в огонь подлило ещё и то, что Red Bull подарила Латифи пожизненный запас энергетиков, в качестве «благодарности» за им содеянное.

После такого «подарка» в сети начали появляться комментарии, говорящие о заговоре между Николасом Латифи и Red Bull о намеренной аварии. И ладно бы только это, но, увидев прецедент, болельщики начали писать то же и о Майкле Маси. Зрители считали, что человек, являющийся гоночным директором не мог допустить такую грубую ошибку, без напутствующего пинка со стороны Ред Булла.

Вздорность теории о заговоре Red Bull и Латифи доказать легко:

Во-первых, невозможно предугадать, как долго будут убирать твою машину с места аварии — может быть два круга, а может и десять. Соответственно, найти настолько хороший момент для «самопожертвования», чтобы в гонке перед новым стартом остался всего один круг, просто невозможно.

Во-вторых, известно, что причиной аварии Николаса стали шины, загрязнённые после выезда за пределы трассы примерно за двадцать секунд до столкновения со стеной.



А вот с Майклом Маси будет посложнее. То, что он разрешил обогнать машину безопасности только круговым пилотам, находившимся между двумя соперниками в борьбе за чемпионство, а остальных так и оставил в конце пелетона, является грубым нарушением регламента, о котором директор уж точно должен был знать.

Гоночный директор Формулы-1 Майкл Маси

https://www.f1news.ru/interview/masi/139948.shtml


Неужели финал самого яркого чемпионата последних лет был куплен? Постараемся разобраться!

Начнём с самого начала:

После перехода Формулы-1 на гибридные двигатели в 2014-м году пальма первенства была у Мерседеса вот уже на протяжении семи лет. Что уж говорить, из 138 гонок, прошедших с 2014-го по 2020-й, немецкая команда выиграла 102 (74%).

Сезон 2021, последний перед долгожданной сменой регламента, виделся в глазах зрителей таким же скучным, как предыдущие 7. Однако, ещё на предсезонных тестах выяснилось, что в этом году за титул Мерседесу и Льюису Хэмилтону, бессменному чемпиону последних 4-х лет, в 2020-м повторившему, казалось, недостижимый рекорд Михаэля Шумахера по количеству титулов, придётся побороться. Дело в том, что Ред Булл, после семи сезонов кратковременных взлётов и болезненных падений, наконец создал болид, способный бороться за титул на равных с Мерседесом.

И на первом же Гран-При сезона, в Бахрейне, мы эту борьбу увидели. Но не только её — ещё и первое спорное судейское решение в том долгом сезоне.

Макс почти всю гонку догонял Хэмилтона, наконец оказавшись прямо позади него за 4 круга до конца гонки. Макс пошёл на обгон в 4-м повороте, он прошёл успешно, однако судьи обязали Ферстаппена вернуть позицию назад, так как при совершении обгона пилот Ред Булла всеми колёсами выехал за границы трассы. И всё бы ничего, но за время гонки Хэмилтон выезжал широко в том повороте 29 раз из 57 возможных, но судьи решили никак это не рассматривать, при этом не сняв вины с Макса.

Это был первый спорный эпизод того года.

Ферстаппен обгоняет Хэмилтона, выезжая всеми колёсами за границы трассы.

https://www.marca.com/en/f1/2021/03/28/6060bcdc46163f61ba8b4624.html

Следующего судейского решения, вызвавшего большие вопросы, пришлось ждать аж до 10-й гонки сезона, Гран-При Великобритании — «домашней» трассы Льюиса Хэмилтона. К моменту старта гонки, Ферстаппен имел преимущество в чемпионате пилотов в размере 33 очков от второго места, на котором и был Льюис. Хэмилтон понимал, что каждая новая потеря очков относительно Макса могла стать фатальной, так что на этот гран-при он приехал заряженным исключительно на победу.

Гонка стартовала. Льюис и Макс устроили безумно красивое сражение за лидерство, но продлилось оно всего пол круга. В один из самых скоростных поворотов всего чемпионата «Копс» Хэмилтон решил попытаться пролезть по внутренней траектории. Кончилась эта затея тем, что Макс Ферстаппен, зацепив переднее колесо британца, отправился в стену на скорости свыше 180км/ч — гонка для Макса закончилась в госпитале. А Льюис за этот инцидент получил 10 секунд штрафа (одно из самых небольших наказаний для пилота среди возможных). Разумеется, большой роли тот штраф не сыграл и Хэмилтон выиграл гонку перед домашними трибунами, разом сократив отставание от Ферстаппена с 33 очков до 8.

Ферстаппен летит в стену после контакта с Льюисом Хэмилтоном.


Вот так, сквозь постоянные спорные судейские решения (как, например в Италии), чемпионат близился к завершению. Пилоты приехали в Саудовскую Аравию, на предпоследнюю гонку сезона. Ферстаппен, имевший всё то же преимущество в 8 очков, явно уступал обновлённому Мерседесу Хэмилтона, который без каких-либо проблем выиграл предыдущие две гонки. За время гонки, Макс в пылу борьбы дважды срезал первый поворот из-за чего был вынужден отдавать лидирующую позицию своему конкуренту.

Однако, даже такая процедура не смогла пройти спокойно. Для того, чтобы в очередной раз пропустить Хэмилтона вперёд, Макс замедлился за поворот до старт-финишной прямой, чтобы получить на ней возможность вернуть позицию. Однако, Льюис не понял (или не захотел понимать) задумку Макса и просто врезался в него. Оба пилота продолжили гонку — только у одного было повреждено переднее антикрыло, а у другого диффузор. Позицию Максу всё равно заставили отдать, проигнорировав факт того, что, пока Льюис забирал себе первую строчку, он выдавил Ферстаппена далеко за пределы трассы – для того, чтобы Макс Ферстаппен не смог контратаковать на следующей прямой.
А потом Максу вручили 15 секунд штрафа (5 за обгон за пределами трассы – даже несмотря на то, что Макс вернул позицию, и 10 за то, что первая попытка вернуть позицию закончилась столкновением). В результате этих беспорядков, перед финальной гонкой сезона мы получили абсолютное равенство очков — 369.5 на 369.5.

Недопонимание между Хэмилтоном и Ферстаппеном, приведшее к столкновению.

https://www.marca.com/en/f1/2021/12/06/61adf97e22601df6468b4590.html


Ну а Гран-При Абу-Даби стало кульминацией того, что мы наблюдали в течение сезона.

Сначала на первом круге Хэмилтон, обороняясь от Ферстаппена, срезал шикану, но судьи оставили этот инцидент без внимания.

Хэмилтон режет шикану 6-7 поворота и остаётся безнаказанным.


Потом, стюарды решили не выпускать на трассу машину безопасности, несмотря на опасно стоящий на трассе сломанный болид.

Ну и завершением всего этого стала история под машиной безопасности, вызванной аварией Николаса Латифи. В Мерседесе подумали, что, так как до финиша оставалось всего 5 кругов, гонку не возобновят и в боксы заезжать не стали, а в Ред Булле решили действовать от обратного и зазвали Макса за свежей мягкой резиной.

Николас Латифи разбивает машину за 5 кругов до конца гонки.

Тем самым, директор гонки Майкл Маси был поставлен в неловкое положение, ведь судьба чемпионата внезапно легла на его плечи. Было два варианта действий:

  1. Майкл Маси даёт рестарт на один-два круга гонки, где Ферстаппен легко и играючи проходит Хэмилтона и становится новым чемпионом Формулы-1.
  2. Майкл Маси не даёт рестарт и гонка заканчивается без борьбы под машиной безопасности. Тогда 8-кратным чемпионом мира становится Льюис Хэмилтон.  

ФИА попытались найти компромисс и дать рестарт на круг, но оставив так удачно расположившихся между первым и вторым местом круговых для того, чтобы у Макса на совершение лёгкого обгона был не весь круг, а хотя бы его треть. Однако, Ред Булл резонно возмутило данное решение, ведь в таких случаях, отстающих на круг всегда пускали вперёд, а сейчас от этого негласного правила внезапно отказались.
В результате, под давлением со стороны «Быков» и небольшого количества времени на размышление, Майкл Маси принял-таки решение пустить отстающих вперёд, но почему-то пустить он решил только тех отстающих, что были между Хэмилтоном и Ферстаппеном.

Ферстаппен обгоняет Хэмилтона на последнем круге гонки и становится чемпионом мира.

www.dailymail.co.uk/sport/formulaone/article-10302573/How-Max-Verstappen-pipped-Lewis-Hamilton-Formula-One-title-Abu-Dhabi-Grand-Prix.html


В итоге, довольный Макс опередил Хэмилтона на последнем круге, выиграв и гонку, и чемпионат. Поэтому и пошли теории о том, что в Ред Булле подкупили Майкла Маси.


Но, если мы сравним все спорные решения ФИА в том году, мы увидим, что большая их часть была принята «в пользу» Мерседеса. Даже в начале финального Гран-при сезона Хэмилтону простили выезд за пределы трассы, в результате которого он разом отыграл полторы секунды.

Если бы Маси и правда был в сговоре с Ред Булл, он не прощал бы Льюису такие манёвры, заставив его отдать лидирующую позицию Ферстаппену.

Дело в том, что работа судьёй, в целом, неблагодарная. Какое бы решение в спорной ситуации они не приняли, недовольные всё равно будут.
Если бы в Бахрейне Ферстаппена не заставили вернуть позицию, болельщики бы всё равно возмущались, но на сей раз тому, что обгон был произведён, собственно, за пределами трассы.
Если бы в Британии Хэмилтону дали более жёсткий штраф, люди всё равно были бы недовольны, ведь Льюис не был позади целой машиной, а Макс оставлял «калитку» открытой, значит, Хэмилтон имел право атаковать в том месте.
И так в абсолютно любых случаях — болельщики всегда найдут, чем быть недовольными. Просто, когда борьба за титул идёт до последнего и любая мелочь имеет значение, такие решения особенно бросаются в глаза.

Единственное, чем судейская коллегия иногда руководствуется помимо правил — это зрелищность. Так, например, штрафы Ферстаппену на Гран-При Саудовской Аравии были даны в том числе и для того, чтобы перед последней гонкой сезона у лидеров чемпионата было одинаковое количество очков. И решение дать рестарт, а не финишировать за машиной безопасности, тоже было продиктовано исключительно желанием красиво окончить сезон. Но можем ли мы судить людей за то, что они пытаются делать гонки интереснее? Пусть каждый ответит на этот вопрос самостоятельно…

Оцените автора
Добавить комментарий